Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад комбинированного вида "Жемчужинка" 

Познакомимся?

 

  Я, Козлова Марина Викторовна, воспитатель Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Куйбышевского района – детского сада комбинированного вида «Жемчужинка». Работаю в  группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Мой основной принцип в работе: «Не делай как я, а иди в том же направлении!» Этот принцип созвучен с принципом ТРИЗ.

Давнее увлечение технологией ТРИЗ-педагогики подвигло меня на мысль использования её в работе с детьми, имеющими нарушения в речи. ТРИЗ как универсальный инструментарий используется мною во всех видах деятельности.

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даю детям через игры («На что похоже», «Дорисуй», «Хорошо-плохо», «Наоборот» и т.д.), алгоритмы на занятиях и в течение дня. Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Из практики я знаю, что речевое творчество дается детям очень трудно, особенно детям с общим недоразвитием речи (ОНР). Проблема заключается в следующем: у детей присутствуют нарушения компонентов языковой системы, отмечаются трудности при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи, бедный активный словарь и, как правило - отсутствие монологической речи.

С помощью ТРИЗ-педагогики я решаю задачи развития речи проблемным методом. Я не даю детям знания в готовом виде, а постепенно втягиваю их в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для них явлений и закономерностей. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе помогает мне научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

В работе с детьми применяю следующие методы ТРИЗ-технологии: метод проб и ошибок, который стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

Мои воспитанники любят придумывать новые игрушки, предметы. В этом большую помощь мне оказывает метод фокальных объектов, изобретенный американским психологом Ч. Вайтингом. Суть его заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в фокусе объектива, а к нему «применяются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметом. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это вызывает интерес и позволяет придумать не только новые игрушки, предметы, но и расширяет словарный запас, упражняет в подборе прилагательных к существительным.

Следующим методом ТРИЗ-технологии, применяемым мною, является метод мозгового штурма. Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. На первый взгляд у этого метода много общего с обычной беседой. Но есть и существенные отличия: каждый участник обсуждения должен не только высказаться, но и предложить свой вариант решения проблемы. Принимаю абсолютно любые идеи, даже если они кажутся абсурдными; из множества вариантов выбираем с детьми один и обсуждаем более детально; результаты обсуждения обязательно рефлексируем в продуктивной деятельности: рисование, сочинение сказки.

Метод мозгового штурма активно использую при работе со сказкой. Предлагаю детям изменить характер сказочного героя, конец сказки, восстановить сюжет изменённой сказки, графически изобразить одной линией характер героя и т.д.

Также применяю в своей деятельности метод каталога, который позволяет решить проблему творческого сочинительства. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов.

Для успешного решения задач по развитию связной речи использую следующие творческие задания: «Учимся составлять загадки»; приемы фантазирования, эмпатии; универсальная опорная таблица; схемы – пиктограммы.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Адаптированная мною к работе с детьми с общим недоразвитием речи ТРИЗ - технология позволяет мне воспитывать и развивать ребенка под девизом "Творчество во всем!"

Моя деятельность в данном направлении дала свои результаты:

  • дети стали активными, уверенными в свои силы, раскрепощёнными;

  • научились общаться, слышать друг друга, думать, принимать решения, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

 Фотоальбом

 

Дата последнего обновления страницы 21.01.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения