Я, Козлова Марина Викторовна, воспитатель Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Куйбышевского района – детского сада комбинированного вида «Жемчужинка». Работаю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Мой основной принцип в работе: «Не делай как я,а иди в том же направлении!» Этот принцип созвучен с принципом ТРИЗ.
Давнее увлечение технологией ТРИЗ-педагогики подвигло меня на мысль использования её в работе с детьми, имеющими нарушения в речи.ТРИЗ как универсальный инструментарий используется мною во всех видах деятельности.
Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даю детям через игры («На что похоже», «Дорисуй», «Хорошо-плохо», «Наоборот» и т.д.), алгоритмы на занятиях и в течение дня. Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.
Из практики я знаю, что речевое творчество дается детям очень трудно, особенно детям с общим недоразвитием речи (ОНР). Проблема заключается в следующем: у детей присутствуют нарушения компонентов языковой системы, отмечаются трудности при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи, бедный активный словарь и, как правило - отсутствие монологической речи.
С помощью ТРИЗ-педагогики я решаю задачи развития речи проблемным методом. Я не даю детям знания в готовом виде, а постепенно втягиваю их в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для них явлений и закономерностей. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе помогает мне научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
В работе с детьми применяю следующие методы ТРИЗ-технологии: метод проб и ошибок, который стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.
Мои воспитанники любят придумывать новые игрушки, предметы. В этом большую помощь мне оказывает метод фокальных объектов, изобретенный американским психологом Ч. Вайтингом. Суть его заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в фокусе объектива, а к нему «применяются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметом. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это вызывает интерес и позволяет придумать не только новые игрушки, предметы, но и расширяет словарный запас, упражняет в подборе прилагательных к существительным.
Следующим методом ТРИЗ-технологии, применяемым мною, является метод мозгового штурма. Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. На первый взгляд у этого метода много общего с обычной беседой. Но есть и существенные отличия: каждый участник обсуждения должен не только высказаться, но и предложить свой вариант решения проблемы. Принимаю абсолютно любые идеи, даже если они кажутся абсурдными; из множества вариантов выбираем с детьми один и обсуждаем более детально; результаты обсуждения обязательно рефлексируем в продуктивной деятельности: рисование, сочинение сказки.
Метод мозгового штурма активно использую при работе со сказкой. Предлагаю детям изменить характер сказочного героя, конец сказки, восстановить сюжет изменённой сказки, графически изобразить одной линией характер героя и т.д.
Также применяю в своей деятельности метод каталога, который позволяет решить проблему творческого сочинительства. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов.
Для успешного решения задач по развитию связной речи использую следующие творческие задания: «Учимся составлять загадки»; приемы фантазирования, эмпатии; универсальная опорная таблица; схемы – пиктограммы.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Адаптированная мною к работе с детьми с общим недоразвитием речи ТРИЗ - технология позволяет мне воспитывать и развивать ребенка под девизом "Творчество во всем!"
Моя деятельность в данном направлении дала свои результаты:
дети стали активными, уверенными в свои силы, раскрепощёнными;
научились общаться, слышать друг друга, думать, принимать решения, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.
Мы используем cookies для наилучшего представления нашего сайта, а так же для сервисов веб-аналитики Яндекс Метрика. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте, а также соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).
Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта.
Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи cookie, будет передаваться Яндексу и храниться на сервере в Российской Федерации.
Яндекс будет обрабатывать эту информацию для оценки использования вами сайта, составления для нас отчетов о деятельности нашего сайта, и предоставления других услуг.
Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Также вы можете использовать Блокировщик Яндекс Метрики. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.